Внешний вид устройства Mega Everdrive.
Флэш-картридж Mega Everdrive является топовым продуктом украинского разработчика. Даже беглый взгляд на его технические характеристики может сказать очень много о его потенциале. В этом обзоре мы постараемся рассмотреть устройство со всех сторон и проверить на практике заявленные производителем фичи. Конечно же, самая основная из них - это "In-Game Menu". В этом меню у нас есть возможность сохранить текущее мгновенное состояние в играх и загрузиться их в любое удобное время, а также есть опция, позволяющая войти в файловое меню без нажатия на приставке кнопки Reset или Power (так называемый "Software Reset"). Следует отметить, что имеется возможность сохранить (и, соответственно, загрузить) только 1 состояние для каждой игры; однако этого, как мне кажется, вполне достаточно. Напомню, для эмуляторов этих состояний может быть только определенное количество (обычно до 10 слотов) на все игры, что на полный ромсет, согласитесь, очень и очень мало. А Mega Everdrive хранит состояние для каждой игры в физической форме на SD карточке в виде файла, подзагружая эти файлы во время запуска соответствующей игры. Поэтому количество состояний ограничено только объемом вашей карты памяти (в случае, если игры занимают почти все ее пространство). А если принять во внимание современные размеры накопителей и карт памяти, то никаких ограничений в этом направлении нет уже сейчас, а в будущем - и подавно не будет.
Mega Everdrive может быть заказан на сайте разработчика как в виде только печатной платы, так и в сборе, в фирменном корпусе. Также имеется возможность доукомплектовать устройство SD картой памяти, чтобы после получения посылки можно было скинуть на нее ромы и сразу же начать использовать устройство.
Заявленные производителем характеристики устройства:
- Фирменная фича "In-Game Menu" (внутри игровое меню), с помощью которой можно сохранять текущее состояние игры с последующей горячей загрузкой этого состояния налету, а также есть возможность возвращаться в главное файловое меню без нажатия Reset на консоли. На данный момент есть определенное количество игр, где эта функция может вызвать глюки и даже зависания. В будущем, возможно, будет улучшена.
- Поддержка SD/MMC карт объемом до 32 Гб.
- SD и Micro-SD слоты для карт памяти.
- Работа с файловыми системами FAT16 и FAT32.
- 16/32 Мб SDRAM памяти (более поздние ревизии имеют 32 Мб памяти на борту).
- Мгновенная загрузка игр (1-2 сек).
- Максимальный теоретический поддерживаемый размер рома равен объему SDRAM памяти (32 Мб).
- Поддержка большинства ромов 8-битной Sega Master System.
- Поддержка ромов консоли 32X (только если есть сама 32X, в которую вставлен флэш-картридж).
- Поддержка 99% игр для консолей Mega Drive / Genesis (явно не поддерживается маппер игры для SMD «Virtua Racing», эта же игра для 32X консоли поддерживается).
- CD ram cart (дополнительная память для CD-сохранений).
- Загрузка CD-BIOS. Позволяет запускать диски любого региона на Sega CD.
- Поддержка больших хаков и 5 Мб рома "Super Street Fighter".
- Встроенный Mega Key, для отключения региональной защиты в играх (некоторые игры используют продвинутый режим определения региона приставки, их запуск на приставке другого региона невозможен).
- Поддержка сохранений. Эта функция работает в тех играх SMS, Mega Drive/Genesis и 32X, в которых такая возможность предусмотрена (картриджи с батарейками).
- Игровые сохранения копируются на SD карту и загружаются автоматически при запуске игры.
- Поддержка воспроизведения WAV файлов (формат: 8 бит, 22 кГц, стерео).
- Картридж совместим с PAL и NTSC консолями (Mega Drive и Genesis, а также с их многочисленными клонами прошлого и настоящего).
- Поддержка читов GameGenie и не кодированного ввода адреса и значений.
- Загрузка новой версии ОС на SD карту без перепрошивки и риска испортить устройство.
- Для работы устройства не требуется подключение к компьютеру и не нужно никакое дополнительное ПО, необходимо просто скопировать ромы на SD карту и вставить ее в картридж.
- Последняя записанная в память игра остается там и после обесточивания картриджа, поэтому нет необходимости снова перезаписывать ее в память во время следующего включения консоли.
- USB порт для отладки homebrew кода.
Тестовый стенд.
Для этого обзора помимо основного стенда (ноутбук Lenovo T61 + тюнер AverMedia Galaxy + приставки) был собран также дополнительный стенд (телевизор Samsung UE32D5000 + приставка), к которым подключались три 16-битные консоли: в качестве основной для проверки классических платформеров - оригинальная Sega Mega Drive 1 (NTSC-J), в качестве проверки нерабочих по вине региональных различий европейских ромов - оригинальная Sega Mega Drive 1 (PAL), а также Sega Mega Drive 32X (PAL) - для проверки работоспособности ромов платформы 32X. Для подключения первых двух приставок использовался RCA интерфейс и стандартный новодельный AV-кабель (видео + моно аудио), а для подключения Sega Mega Drive 32X использовался фирменный SCART кабель.
В настройках вывода изображения устройства Aver Media Galaxy был выбран режим Progressive, что позволило выводить картинку на дисплей с прогрессивной разверткой, а затем записать видеофайл в уже удобном для просмотра на PC виде, без необходимости проводить деинтерлейсинг. К сожалению, записать процесс тестирования 32X ромов не представляется возможным ввиду отсутствия AV кабеля для консоли 32X. Ссылку на видеозапись навигации по меню и демонстрацию непосредственно самого игрового процесса вы можете увидеть в самом конце обзора.
Подготовка к первому запуску.
Так как текущая версия ОС для этого картриджа не прошивается в ROM устройства, а загружается каждый раз с SD карты при включении питания, перед началом работы требуется закачать файл операционной системы в корневую папку на карте памяти "MEGA" и скопировать подборку ромов в удобном для вас виде. Ромы можно копировать как в корень, так и в рассортированном виде (по каталогам), главное условие – чтобы они были в распакованном виде (архивы устройством не поддерживаются!). Для удобной навигации рекомендую разбить игры тематически по папкам. Ниже вы найдете ссылку на мою авторскую работу по сортировке ромов специально для запуска на FLASH устройствах.
Если вы все правильно сделали, то после установки флэш-картриджа в слот приставки и включения кнопки питания, консоль после 2 секундных тестов оживит перед вами главное файловое меню.
Описание ОС, интерфейса. Управление и навигация по меню.
Так как структура меню и интерфейс нового картриджа Everdrive-MD v3 практически ничем не отличаются от рассматриваемого нами топового продукта, я не буду подробно его описывать, а предлагаю прочитать официальный мануал от krikzz, там все очень хорошо описано, даже с рекомендациями по правильному форматированию и дефрагментации карты памяти.
Тестирование игр.
Я поставил перед собой задачу не просто проверить работоспособность ромов, но и узнать, работают ли в них заявленные фичи "In-Game Menu" и "Mega Key". Итак, все основные тесты первого этапа с участием классических платформеров проводились на консоли Sega Mega Drive 1 (NTSC-J), ромы запускались в таком порядке:
1. Перевод европейской версии на русский язык (если есть), для проверки "Mega Key" и совместимости с хакнутыми ромами.
2. Европейская версия (если есть), для проверки "Mega Key".
3. Перевод американской версии (если есть) для проверки совместимости с хакнутыми ромами.
4. Американская версия (если есть).
5. Перевод японской версии (если есть) для проверки совместимости с хакнутыми ромами.
6. Японская версия (если имеется только один этот ром).
После успешного запуска рома в порядке приоритета по списку выше, затем в игре проверялась работоспособность функции "In-Game Menu".
Допущения такие: если перевод игры работает нормально и "In-Game Menu" в нем также работает нормально, то основной ром этого региона не проверялся, и я считал, что он также заработает нормально. Если были какие-то проблем с переводом, то проверяется базовый ром этого же региона и выявлялись либо огрехи перевода, либо невозможность картриджа обойти региональную защиту, или же обнаруживалась некорректная работа фичи "In-Game Menu".
Следующий этап - проверка нерабочих на первом этапе ромов на консоли PAL региона для выявления проблем "Mega Key".
Третий этап - проверка на запуск всех переводов игр жанра RPG.
Последний этап - проверка абсолютно всех, включая beta версии, игр библиотеки Sega 32X.
Ниже представлены результаты тестов.
1. Результаты тестирования на Sega Mega Drive 1 (первый проход всех платформеров на NTSC-J консоли, затем проход не рабочего - на PAL консоли).
1-й этап (проверка на Sega Mega Drive 1 NTSC-J):
Не работает фича In-Game Menu:
Не работает Mega Key (то есть, появляется надпись, что продукт разработан для игры в другом регионе):
Нерабочие ромы:
2-й этап (проверка на Sega Mega Drive 1 региона PAL):
Заработало из ранее не рабочего:
Запустилось то, что не работало на первом проходе из-за региона консоли NTSC-J:
Нерабочие после двух проходов ромы:
Заработала фича In-Game Menu после смены приставки:
Итого по платформерам после 2-х этапов проверки:
Нерабочие ромы:
Не работает In-Game Menu:
2. Результаты тестирования на Sega Mega Drive 32X (PAL).
Синим цветом отмечены рабочие игры
Работоспособность 32X игр:
3. Результаты тестирования переводов игр жанра RPG.
4. Выявленные случайным образом нерабочие игры
Видеозапись процесса тестирования:
Поддержка.
Версии ОС для разных типов флэш-картриджей периодически обновляются, поэтому постоянно следите за ними на официальном сайте. Также имеется официальный форум, где вы всегда сможете найти ответы на интересующие вас вопросы.
Выводы по совместимости и скорости работы.
Итак, эмпирическим путем на основе тестов всех платформеров подпапки "Classic" (напомню, сюда я отношу игры, где первичным процессом является исследование локаций, а истребление врагов - не так важно или второстепенно) установлено, что:
1. В среднем только 1,6% ромов для Sega Mega Drive не запускаются на флэш-картридже Mega Everdrive (причем две не рабочие игры такие: перевод на русский язык Quack Shot (W) (REV00) [T+Rus0.2.2 Final Dr. MefistO (01.12.2010) и неопубликованная beta версия Sonic Crackers). То есть, что касается лицензионных ромов - здесь полный порядок, так или иначе 100% игр воспроизводятся на оригинальных (NTSC и PAL) приставках.
2. Лишь в 11,3% (15 игр из 130) игр не работает (вовсе не активируется или вызывает глюки и зависания) фича "In-Game Menu". Очень хороший показатель, особенно если учитывать, что весь функционал написан разработчиком с нуля и поддержка которого никоим образом не могла быть заложена разработчиками в код игры в 90-е годы.
На основании точного анализа совместимости флэш-картриджа во всех (!) классических платформерах библиотеки Sega Mega Drive можно сделать следующий экстраполированный вывод по всему ромсету системы:
Флэш-картридж Mega Everdrive запускает почти все игры 16-битной библиотеки Sega Mega Drive и Sega Mega Drive 32X, причем в общем случае не работать могут только "кривые" переводы или beta версии. Практически в 90% игр работает фирменная фича разработчика "In-Game Menu", которая позволяет налету сохранять состояние игры и при необходимости загрузиться в него в любой момент и продолжить игру далее. А потрясающая скорость загрузки игр только усиливают общее, и без того весьма положительное, впечатление об устройстве.
Выводы по функционалу в сравнении с SD2SNES.
Давайте сначала представим все плюсы и минусы обоих флэш-картриджей в виде перечисления функционала, а затем я поделюсь своими впечатлениями при их практическом применении.
SD2SNES
Плюсы:
+1 Поддержка игр с чипами (CX4, DSP-1, DSP-2, DSP-3, DSP-4, ST010, S-RTC,OBC1).
+1 Мгновенная загрузка ромов.
+1 Очень функциональный Mega Key.
+1 Поддержка кастомного чипа MSU-1 от byuu.
+1 Красивое меню в высоком разрешении с фоном и плавной прокруткой.
+1 Поддержка очень больших ромов (до 16 Мбайт).
Минусы:
-1 Очень высокая цена.
-1 Нет поддержки чипов FX-1, FX-2, SA-1, S-DD1 и некоторых др.
-1 Практически никаких опций в меню (только установка времени).
Mega Everdrive
Плюсы:
+1 "In-Game Menu".
+1 Мгновенная загрузка ромов.
+1 Поддержка ромов SMS и 32X.
+1 Богатое меню.
+1 Поддержка больших ромов (до 16/32 Мбайт).
Минусы:
-1 Нет поддержки чипа SVP (соответственно, не работает игра для SMD "Virtua Racing").
-1 Высокая стоимость.
SD2SNES очень хорош, уже с момента самого первого запуска понимаешь, что он работает иначе, нежели чем все устройства украинских разработчиков. Другой подход, другие принципы, другая реализация. Поражает очень красивое файловое меню с фоном и красивым шрифтом, причем все отрисовывается в высоком разрешении 512x224 пикселей. Скажу честно - меня очень впечатлил эффект "fade-in...fade-out" после нажатия кнопки запуска рома: экран постепенно тухнет, становится полностью черным, а потом так же плавно появляются начальные титры игры. Смотрится очень шикарно, при этом время загрузки рома не более 1-2 секунд независимо от его объема. Признаюсь честно, единственным разочарованием для меня стало меню опций картриджа, так как по сути в нем нет абсолютно никаких опций! Только настройка времени и просмотр служебной информации об устройстве. То есть, фактически, все делается операционной системой картриджа налету без вашего участия. Задача игрока - лишь выбрать ром и нажать кнопку его запуска. Эдакий американский подход к реализации, остается только добавить восклицание "WOW!" :) Даже Mega Key работает на полном автомате, однако оговорюсь, что со своей работой он справляется просто великолепно - во время тестирования на моей PAL консоли запустились абсолютно все ромы (U) и (J) региона, все игры, которые только я запускал. Конечно же, цена на SD2SNES явно завышена, но аналогов ему по функционалу пока просто нет. Поэтому для всех энтузиастов и любителей ретро-игр я настоятельно рекомендую к покупке этот картридж.
Mega Everdrive - практически полная противоположность немецкой разработке. Очень скудный стандартный файловый менеджер соседствует с богатейшим (не даром я выбрал именно это слово, так как по сравнению с SD2SNES оно именно такое) по функциям меню, особенно что касается части "Mega Key", для которого мы можем ручками менять регион и добиваться совместимости при загрузке любых нестандартных ромов (в том числе хаков и переводов). Да, "Mega Key" картриджа SD2SNES более функционален и запускает все ромы, в то время как Mega Everdrive может "запнуться" на некоторых играх, но это все может исправить ближайшая же прошивка. По скорости Mega Everdrive ни в чем не уступает SD2SNES
Оба топовых решения для самых массовых 16-битных систем от непревзойденных ikari_01 и krikzz выглядят очень мощно, функционально и современно. Они имеют ощутимые "плюсы" почти во всех компонентах и в реализации функций ОС. Купивший эти флэш-картриджи любитель ретро игр точно не останется равнодушным и сможет ощутить массу положительных эмоций уже после первого же запуска. Почти вся библиотека игр систем Sega Mega Drive и SNES ждут вас, поспешите!
Можно смело констатировать, что золотая эпоха консольного рынка вернулась к нам из 90-х, ко всем любителям ретро-игр!
"Всем привет из 90-х и... пока!"